Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) двигателей внутреннего сгорания играет важную роль как основной конструктивный узел, подвергаемый постоянным циклическим, механическим и тепловым нагрузкам. ЦПГ состоит из следующих частей: поршень, поршневые кольца, палец, 2 стопорных кольца, гильза. В устройстве поршня различаем юбку поршня и верхнюю часть – корону поршня. От состояния и типа ЦПГ зависят эксплуатационные показатели моторов: надежность запуска, расход топливных и смазочных материалов, продолжительность межремонтного срока и иные.
Гильза блока цилиндров является наиболее ответственной деталью ЦПГ. Внутренняя поверхность гильзы совместно с головкой поршня образует камеру сгорания, а также служит направляющей при движении поршня.
Поршневые кольца предназначены для того, чтобы уплотнять надпоршневую полость цилиндра как от прорыва газов в картер, так и от излишнего проникновения в нее смазочного масла.
Поршни предназначены для того, чтобы воспринимать давления газов и через шатун передавать эти давления на коленчатый вал двигателя.